Витебская областьХрамы

Костёл Иоанна Крестителя в агрогородке Камаи Поставского района

Костёл Иоанна Крестителя в агрогородке Камаи, католический храм, архитектурный художественный памятник, расположенный в центре населённого пункта Камаи. Построен в 1603-1606 годах из кирпича. Изначально имел осевую симметричную композицию и предположительно, по останкам сводов, был тёхнефовым, четырёхстолбовым храмом.

Архитектурный художественный памятник
Построен в 1603-1606 годах

Витебская область, Поставский район
Камаи, улица Гагарина, 1

На карте

 


В середине 17 века костёл Иоанна Крестителя, во время пожара, был повреждён, его своды обвалились, и больше небыли возобновлены. Позже, столбы были разобраны, центральный объём был перекрыт деревянным зеркальным сводом. Крестовый и звёздный своды костёла сохранились только в апсиде. В 1739 году были перестроены мурованные хоры храма, в 1778 году к южной стене костёла была пристроена часовня с криптой.

 

Костёл Иоанна Крестителя

Костёл Иоана Крестителя двухбашенный, двухзальный с большой апсидой и ризницей, сакристией. Основной зал костёла и часовня прямоугольные в плане, апсида в плане полуциркульная. Крыши основного объёма и часовни двухскатные, над апсидой крыши конусообразные. Стены костёла толщиной два метра прорезаны высокими арочными оконными проёмами.

 

Костёл Иоанна Крестителя в Камаи план и разрезы

Снимок костёла в советское время его план и разрезы

Центральный вход костёла выполнен в виде арки с остроконечным завершением. Главный фасад основного объёма имеет треугольное завершение, раскрепован в верхней части полуциркульными плоскими нишами и круглыми бойницами. Его фланкируют цилиндрические башни с круглыми и полуциркульными бойницами. У стены главного фасада и башни вмурованы пушечные ядра. Остальные стены костёла декорированы тонкими карнизами, фасады часовни – пилястрами.

Основной зал костёла и часовня соединены мурованными лестницами, размещёнными между могучими пилонами. В часовню есть отдельный вход с улицы. Часовня перекрыта цилиндрическим сводом с распалубками на подпорных арках. В конце апсиды свод звёздный, над пресбитерием свод крестовый, в ризнице своды цилиндрические с распалубками и крестовые. Апсида открывается в основное помещение арочным проёмом.

 

Интерьер костёла

Все своды костёла Иланна Крестителя украшены росписью, выполненной в технике гризайль: в алтарной части сделана во время реставрации 1726-1736 годов, в часовне – в середине 19 века. Основной мотив росписи свода алтарной части сочная окантованная веточка, которая почти сплошным ковром оплетает картуши и медальоны с монограммами или символами. На подпорных арках орнаментальные ленты чередуются с медальонами. В часовне орнамент симметрично размещён на поверхности перекрытия. Подпорные арки заполнены фризовым орнаментом. Плафон основного помещения храма разрисован в виде рамы, вокруг которой гирлянды из плодов и цветов.

В храме четыре деревянных резных алтаря. Наиболее интересен в декоративном оформлении центральный двухъярусный алтарь второй половины 18 века. Основу первого яруса этого алтаря составляют четыре колоны коринфского ордера, между ними в нишах расположены деревянные полихромные скульптуры апостолов Петра и Павла. В центре алтаря находится алтарный образ Богородица с младенцем, 17 века, в серебряном отчеканенном обрамлении. Крепованный карниз с разорванным фронтоном отделяет второй ярус алтаря, образованный двумя колонами, которые обрамляют картину в позолоченной раме. Завершает алтарь горельефная композиция с изображением Саваофа в облаках. Ордерные элементы алтаря расписаны под розовый мрамор, что в сочетании с позолотой орнаментальной резьбы и полихромной скульптуры создаёт интенсивную по колориту торжественную композицию.

В храме находится орган конца 18 века, который установлен на хорах, его оформление состоит из резных по дереву гирлянд цветов, скульптурных изображений ангелов и музыкальных инструментов. Около органа – орнаментальные волюты с головками херувимов. Филёнки парапета хоров декорированы накладной сквозной орнаментальной резьбой.

Костёл является памятником оборонительного зодчества с элементами готики и ренессанса.

 


Источники

1 «Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусі. Віцебская вобласць». Мінск, выдавецтва «Беларуская Савецкая Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі», 1985 год.

Поделиться