Собор Рождества Пресвятой Богородицы в городе Глубокое

Архитектурный художественный памятник в старом центре города Глубокое, расположен на площади 17 Сентября, 3. Собор построен в 1639-54 годах из кирпича в качестве костёла Кармелитов, с середины 19 века церковь Рождества Богородицы. Этот собор является памятником архитектуры в стиле Виленского барокко. Весь комплекс бывшего монастыря Кармелитов является историко-культурной ценностью.

 

Знак историко-культурной ценностиЗнак ценности на бывшем монастыре Кармелитов в Глубокое

Изначально этот костёл имел четыре одинаковые башни квадратные в плане, ярусные с узкими полуциркульными проёмами. В 1735 г. был перестроен главный фасад здания. В то же время построены ворота и трёхэтажный жилой корпус, который примыкал к северо-западному углу костёла и имел замкнутую композицию со своим внутренним двором. Сохранилась в перестроенном виде восточная часть, остальные части были разобраны в 1892 г. из-за трухлявости.

 

Над средокрестием храма был построен деревянный купол неоготического стиля. Купол сгорел в 1944 г. вместе с деревянными верхами башен, храм накрыли жестью, башни отстроены в уменьшенном виде.

 

Главный фасад собораГлавный фасад собора Рождества Богородицы в Глубокое

В настоящее время собор является четырёхбашенной трёхнефовой базиликой с прямоугольной в плане апсидой, сакристиями и трансептом. Главный фасад собора Рождества Богородицы увенчан высокими ярусными башнями и фигурным ступенчатым фронтоном. Нижний ярус акцентирован богато декоративным входным порталом с деревянными резными дверями и боковыми нишами, завершёнными конхами. Этот ярус отделён от второго антаблементом, над ним расположен широкий разорванный фронтон. В разрыве фронтона находится окно, декорированное пластичным порталом, который значительно выступает из плоскости фасада. Второй ярус рельефно разорван пилястрами, боковые части закруглены. Третий ярус имеет фронтон со сложным завершением.

 

Интерьер собора Рождества Богородицы сохранил свою объёмно-пространственную композицию от 17 века. Над бабинцом расположены хоры. Своды цилиндрические с распалубкой. В 1735 г. интерьер получил новое, единое с главным фасадом ордерное оформление. Стены и столбы нефов разорваны пилястрами и широкими карнизными поясами, которые богато декорированы растительным орнаментом с мотивами стилизованных листов акантуса, горельефными изображениями головок ангелов. Плафоны и обрамления рёбер распалубки сводов декорированы лепным геометрическим орнаментом. Над антаблементом по всему периметру здания проходит галерея, обнесённая металлической решёткой с орнаментом.

 

На сводах и частично на стенах собора Рождества Богородицы ранее были фресковые изображения, которые были покрыты пластом штукатурки при переоборудовании костёла в церковь.

 

Глубокое