
История города Старые Дороги
История города Старые Дороги известна с первого упоминания в 1524 году. В документе по разделу Слуцкого княжества между князьями Олельковичами упоминается в 1582 году, где населённый пункт описан как местечко Дороги. С 1612 года владение Радзивиллов.
Год основания 1524
Город с 27.09.1938 года. Центр района с 1938 года
Минская область, Стародорожский район
Старые Дороги – город, центр района. Город расположен на 148 километров юго-восточнее от Минска. Железнодорожная станция на линии Барановичи – Осиповичи, на автомобильной дороге Бобруйск – Слуцк.
История
С середины 17 века центр Дорожской волости Слуцкого княжества. Местечком руководил заместитель князя. В 1647 году 95 жилых площадок, 31,5 волоки земли, что составляет 670 гектар. За землю, поля и угодья жители платили чинш. После русско-польской войны 1654-1667 годов осталось 36 «дымоў».
С 1791 года населённый пункт под названием Старые Дороги входил в состав Глусской парафии Случерецкого повета Новогрудского воеводства. Согласно второму разделу Речи Посполитой 1793 года, в составе России – деревня Новодорогской волости Бобруйского повета Минской губернии.
В 1896 году было завершено строительство узкоколейной железной дороги Осиповичи – Старые Дороги, в 1915 году линия была проложена до Слуцка, вывозили более 5 миллионов пудов лесоматериалов в год. В 1897 году в Старых Дорогах 500 жителей.
В 1904 году работали лесопильный завод, на 45 рабочих, и фанерный завод, на 160 рабочих. В мае 1905 года рабочие обоих предприятий провели забастовку. Они требовали увеличения заработной платы и бесплатного лечения. Забастовка была подавлена, руководители забастовки арестованы.
История города Старые Дороги в советское время
Советская власть была установлена в ноябре 1917 года. В феврале – декабре 1918 года населённый пункт оккупирован войсками кайзеровской Германии. С 20.08.1919 года до июля 1920 года – войсками буржуазной Польши, в районе Старых Дорог действовали партизанские отряды А.К.Палапейчыка, I.Тышкевiча, А.Тамiловiча, Я.Якаўлева, 200 человек.
С 1921 года центр Новодорогской волости Бобруйского повета, с июля 1924 года местечко, центр района в Слуцкой округи до июня 1927 года, и Бобруйской округи до июля 1930 года. Население 1,8 тысяч жителей в 1926 году, лесопилка, электростанция, мельница. С 27.09.1938 года город, центр района Минской области. Население 4,2 тысячи жителей в 1939 году.
Великая Отечественная война
В годы Великой Отечественной войны с 27.06.1941 года до 28.06.1944 года город оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Во время наступления войск Западного фронта на Бобруйском направлении кавалерийская группа генерал-полковника Ока Ивановича Городовикова освободила Глуск и Старые Дороги, но через несколько дней под натиском намного превосходящих сил противника вынуждена была отступить.
На территории района действовали подпольные райкомы КП(б)Б с 21.03.1943 года по 28.06.1944 года, и ЛКСМБ с декабря 1942 года по 28.06.1944 года. Город Старые Дороги был освобождён войсками конно-механизированной группы, генерал-лейтенант И.А.Плиев, 1-го Белорусского фронта.
Развитие и застройка города
С 20.09.1944 года город Старые Дороги центр района Бобруйской области, а с 08.01.1954 года Минской области. В 1959 году – 4,9 тысяч жителей. С декабря 1962 года до июля 1966 года в Слуцком районе. Население 6 тысяч жителей в 1970 году.
Город развивался с пристанционного посёлка, его планировка – ориентированная на железную дорогу сеть улиц с малоэтажной застройкой. Проекты планировки Старых Дорог разработаны в 1955 году, и в 1968 году, корректировка в 1976 году. В 1982 году разработан план детальной планировки центра, Белорусским государственным научно-исследовательским и проектным институтом градостроительства.
Железная дорога разделила город на планировочные районы западный и восточный. В западном районе преобладала капитальная 2–5-этажная застройка вдоль улиц Комсомольской, К.Маркса, Горького и других.
Административно-гражданский и культурный центр сложился на улице Комсомольской, где были размещены здания универмага, столовой-ресторана, отделения связи, и площади Ленина, созданной на пересечении улицы Пролетарской с улицей Комсомольской и К.Маркса. Её формировали здания Дома Советов, поликлиники, жилых домов.
Среди застройки улицы Коммунистической выделялись здания гостиницы и автовокзала. В восточном планировочном районе, улицы Советская, Садовая, Чапаева, преобладает одноэтажная индивидуальная застройка усадебного типа. Производственно-складская зона располагалась в северной части города.
В советское время в городе работали: филиал Слуцкого маслосырзавода, хлебозавод, производственный участок Слуцкого консервного завода, пищевой комбинат, швейная фабрика, комбинат бытового обслуживания, районное агропромышленное объединение, лесхоз.
В Старых Дорогах было две средних, восьмилетняя, вечерняя, музыкальная и детско-юношеская спортивная школы, три дошкольных заведений, Дом культуры, народный театр районного Дома культуры, две библиотеки, больница. Издавалась газета «Поступ Кастрычнiка».
В честь истории города и событий, связанных с ним, в Старых Дорогах были установлены памятники: В.И.Ленину, воинам-освободителям, Освобождения, на братских могилах советских воинов и партизан.
Зона отдыха в советское время – сквер на улице Кирова, парк в пойме реки Солянки, лесопарковый пояс вокруг города. На реке Солянка создавались искусственные водоёмы.
Источники
1 «Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусі. Мінская вобласць. Кніга 2». Мінск, выдавецтва «Беларуская Савецкая Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі», 1987 год.