История Жодино

Жодино – город областного подчинения в Минской области, административный центр Жодинского городского и сельского Советов. Размещается в северо-восточном направлении на расстоянии в 44 километра от Минска и равноудалён примерно на 650 километров от Москвы, Киева и Варшавы. Город расположен на реках Жодинка и Плиса. Железнодорожная станция на линии Минск-Орша, на автомобильной дороге Минск-Москва.

 

Происхождение

Поселение на месте современного города Жодино возникло ещё в древности. Своё название берёт от небольшой реки Жодинка, название которой происходит от слова панского происхождения “Жодис”, означающего слово. Такое название даёт реке значение говорливой.

 

Местечко было основано в 1643 году князем Багуславом Радзивилом и называлось оно изначально Багуслав Поле. С целью привлечения людей к заселению в этом месте новосёлов освобождали от уплаты налогов на 25 лет. В округе это местечко стали называть Жодин потому что рядом была деревушка с таким названием. Хотя на официальном уровне и на картах местечко называлось Багуслав Поле или просто Багуслав. После того как Багуслав вошёл в состав Российской империи его всё чаще стали называть Жодино, а название Багуслов стало использоваться всё реже.

 

История

Первый православный храм в Жодино появился в 1660-х годах. Изначально этот храм был протестантским, а позже его переделали под униатскую церковь, которая просуществовала до середины 19 столетия.

В 1863 году произошло восстание Кастуся Калиновского (Польское восстание), после которого церковь была разобрана, а на её месте построили новую церковь в честь Архангела Михаила. С приходом Советской власти в 1920-х годах церковь была закрыта и её превратили в склад. Повторно была открыта в 1942 году, и просуществовала до 1960 года.

В 1960 году местный райком партии решил закрыть церковь и разобрать на дрова. Во дворе бывшей церкви, в память о ней, местные жители установили деревянный крест. С тех пор в Жодино не было никаких церквей и храмов до 1991 года. Только в 1991 году был построен деревянный храм в честь Архангела Михаила, и сразу же рядом с ним начали строительство ещё одного храма в честь святых апостолов Петра и Павла.

Местечко развивалось довольно быстро, и к 17 столетию здесь уже было 97 дворов и на них приходилось 92 лавки. В основном здесь проживали ремесленники.

С 17 столетия местечко принадлежало магнатам Радивилам. Входило в состав Минского воеводства Великого княжества Литовского. После 2-го раздела Речи Посполитой (1973г.) в составе Российской империи, посёлок Смолевичской волости Борисовского повета Минской губернии. В 19 столетии, до 1871 года, в Жодино была знаменитая почтовая станция, на которую брали работать только шляхту, благодаря чему уровень обслуживания здесь был на высочайшем уровне. В 1871 году через Жодино была проложена Московско-Брестская железная дорога, и необходимость в почтовой станции отпала.

В 1886 году здесь было 48 дворов, 470 жителей, православная церковь, начальная школа, в начале 20 столетия около 100 дворов и 800 жителей. Население занималось сельским хозяйством, промыслами, мелкой торговлей.

 

вход в Лесопарк ЖодиноЦентральный вход в лесопарк

Советская власть в Жодино была установлена в ноябре 1917 года. В феврале 1918 года Жодино было оккупировано германскими войсками, с августа 1919 года до июля 1920 года войсками буржуазной Польши. С 1924 года Жодино вошло в состав Смолевичского района и являлось центром сельсовета. В конце июня 1941 года оккупировано немецко-фашистскими захватчиками. Освобождено 02.07.1944 года частями 3-го и 29-го танковых корпусов 5-й гвардейской танковой армии. За время войны Жодино было разрушено, в послевоенные годы восстановлено.

Со строительством Смолевичской ГРЭС в 1951 году, рядом с Жодино возникло два посёлка: ГРЭС и завода дорожных и мелиоративных  машин. В соседних деревнях Заречье и Крушыники разместились научно-исследовательские институты земледелия и животноводства. С 21.01.1958 года посёлки и деревни были объединены с Жодино в один городской посёлок. В 1958 году на базе завода дорожных и мелиорационных машин был построен Белорусский автозавод (БелАЗ). 22,1 тысяча жителей в 1970 году.

 

Планировка

Современный город складывается с трёх отдельных районов, разделённых железной дорогой и автомобильной дорогой Минск-Москва: район БелАЗа (на западе), где находятся проспект Ленина, мира, улицы 40 лет Октября, 50 лет Октября, застроенные 5-9 этажными жилыми домами.

 

Библиотека и торговый центрБиблиотека и торговый центр в Жодино

Микрорайоны Белорусского научно-исследовательского института земледелия, застроенные 3-5 этажными жилыми домами; район Заречье (на востоке), который складывается  с микрорайонов Жодинской (Смолевичской) ГРЭС, Белорусского научно-исследовательского института животноводства, конезавода, застроенных 2-4 и 5-9 этажными жилыми домами, и индивидуальной жилой застройки по улице Московской; район Судабовка (на юге), где перевешивает 1-2 этажная застройка усадебного типа.

 

Застройка города в советские года велась согласно генерального плана, разработанного в 1970 году Минским филиалом Центрального научно-исследовательского и проектного института градостроительства. Гражданский центр был сформирован на пересечении проспекта Ленина и улицы 50 лет Октября: площадь с административными зданиями, дворец культуры, кинотеатр, дом быта, торговый комплекс. Согласно генерального плана 1980 года разработанного Белорусским научно-исследовательским и проектным институтом градостроительства предусмотрено развитие города вдоль автомагистрали, железной дороги и реки Плиса, функциональное зонирование территории, строительство 12-этажных в центре, 5-9 этажных жилых домов в северо-западной части города.

 

Проспект Мирапроспект Мира в Жодино

Промышленная зона города находится между железной дорогой и автомагистралью, развивается машиностроение и местный промысел. Крупнейшие предприятия – БелАЗ и завод тяжёлых кузнечных штамповок – размещены на юге города. В западной части Жодино – швейно-трикотажная фабрика, база стройтрэста.

 

 

 

Во времена Советского Союза работали ТЭЦ, колхоз «Жодино» по выращиванию цветов, автобаза, комбинат бытового обслуживания, типография, узел связи, гостиница. В городе были расположены Белорусские научно-исследовательские институты земледелия и животноводства, областная племенная станция, филиал Белорусского политехнического института, политехникум, два профессионально-технических училища, шесть средних школ, две школы рабочей молодёжи, школа-интернат, музыкальная и  спортивная школы. Так же 13 дошкольных заведений, 2 дворца культуры, клуб, дом пионеров и школьников, кинотеатр «Юность», 2 библиотеки, стадион, поликлиника, санитарно-эпидемическая станция и 3 аптеки. Издавалась многотиражная газета «Белорусский автозаводец».

 

Герб города Жодиноизображение герба Жодино

Герб города Жодино представляет собой образ Божьей Матери, которая держит на своих руках герб Радзивилов, как основателей города, и тем самым оберегая Жодино от несчастий.

Жодино получило статус города 07.03.1963 года.

 

 

В настоящее время город Жодино известен во всём мире благодаря выпускаемым здесь карьерным автомобилям, которые являются самыми большими на континенте. В 1991 году здесь был создан самый большой карьерный автосамосвал в мире. В честь истории создания этих автосамосвалов в городе Жодино в 2002 году был установлен памятник создателям карьерных самосвалов.

 

Памятники

В Жодино находятся памятники В.И.Ленину; Герою Советского союза П.И.Куприянову; монумент в честь советской матери-патриотки; на братских могилах советских воинов и партизан, которые погибли в годы Великой Отечественной войны; в честь 30-летия победы над фашисткой Германией. Зона отдыха – лесопарк, водохранилище, река Березина.

 

Жодино