Стимулирование персонала экономить

Многие руководители предприятий задаются вопросом, каким образом стимулировать персонал с целью экономии энергоресурсов каждым сотрудником как у себя дома, и возможно пытаются достичь результатов с помощью мотивации. Видов стимулирования на самом деле довольно много и они могут различаться на многих организациях в зависимости от сферы его деятельности и возможностей. Воздействие каждого метода стимулирования различно на итоговый результат. Рассматривать все варианты это довольно сложный и трудоёмкий процесс.

Предположим, что на некоем предприятии были приняты и обеспечены для выполнения все возможные методы стимулирования персонала с целью экономии электроэнергии. Теперь рассмотри в отдельности идеальный и реальный варианты итогов подобного стимулирования.

 

В идеале

Идеальный вариант, наверное, для каждого предприятия это такой вариант, при котором каждый сотрудник будет использовать электроэнергию только на целевое использование, сводящее её расход на необходимые предприятию работы.

В порядке — включил, выполнил, отключил:

  • Если это офисный сотрудник, то он использует электроэнергию только для освещения и работы с документами, причём при перерывах и в его отсутствие техника прекратит потребление электроэнергии до момента возвращения;
  • Для людей обеспечивающих работу технологических процессов это будет выглядеть как беспрерывный контроль над процессом и непосредственное участие в регулировке оптимальных режимов работ, контроль целесообразности в их использовании, недопущении холостых режимов работы оборудования и т.д.;
  • В местах общего пользования каждый выключает за собою освещение, не использует его в дневное время суток и т.п.;
  • Помимо всего этого все сотрудники очень активно вносят предложения и доводят до руководителя новые технологии, вплоть до их внедрения.

 

В реальности

Особую и самую важную роль в таком вопросе играет понятие человеческого фактора. Вполне возможно, что стимулирование персонала в первое время приблизит предприятие к самому оптимальному расходу электроэнергии, но этот период будет очень коротким и составит всего несколько месяцев. В дальнейшем расход электроэнергии начнёт увеличиваться.

Обоснуется это всё теми же человеческими факторами, такими как лень, смекалка, не добросовестность и т.д. Так как человек не машина, для выполнения строгих задач по определённому времени и циклу, то постепенно многие станут снижать свой интерес. Другие поймут, что тратят на лишние действия время и силы, а кто-то даже может просто привыкнуть к тому, что метод стимулирования работает и без него, а для наказания, необходимо обнаружить и доказать, что была допущена оплошность.

Если стимулирование будет основано на ежемесячном премировании, то сумму премии за экономию,  для каждого сотрудника руководитель не сможет сделать очень большой, так как в общей сложности она будет довольно внушительной. И даже возможно больше чем стоимость сэкономленных энергоресурсов. То есть такой вариант не всегда будет целесообразен, выгоден предприятию, а для сотрудников премия не будет той суммой, ради которой стоит очень стараться.

В результате это перерастёт в обязательное требование с наказанием в виде лишения части заработной платы и к ухудшению условий труда со всеми вытекающими последствиями.

 

Последствия достижения такого идеала

При достижении такой ситуации огромными проблемными последствиями окажутся:

  • Увеличение расходов предприятием на методы стимулирования, с попытками их постепенного снижения;
  • Большие затраты времени на выполнение действий по энергосбережению со стороны каждого сотрудника;
  • Каждый заинтересован тратить время на энергосбережение, а не на выполнение своих должностных обязанностей;
  • Большой поток предложений, причём большинство нецелесообразных. Отрыв от работы руководителей на их рассмотрение;
  • Увеличение штата сотрудников, переход от методов стимулирования к мерам наказания;
  • Ухудшение условий труда и снижение результатов работы;
  • Увеличение жалоб в коллективе на руководство и появление сотрудников заинтересованных в их выявлении;
  • Увеличение текучести персонала и необходимость в принудительном сокращении штата.

 

Какое стимулирование использовать

Для каждого человека уважение на рабочем месте является самой важной мерой стимулирования. Каждый хочет ощущать, что его вклад в рабочий процесс очень важен, поэтому любого сотрудника необходимо стимулировать по направлению, связанному с его непосредственными должностными обязанностями. Если он будет приходить на работу что бы заниматься своим любимым делом, а не кучей других обязанностей, и будет уверен, что его труд ценится, то он всегда будет готов давать отличный результат, который для него самого, и будет являться основной мотивацией.

Поэтому для экономии электроэнергии необходимо назначить технического специалиста с соответствующими навыками и знаниями. Стимулировать за экономию других подчиненных, лишь по его рекомендации. В свою очередь, он будет заинтересован вносить предложения в данном направлении, планировать энергосбережение, осуществлять контроль, просить премировать тех, кто помогает ему и оказывает в этом содействие, добросовестно выполняет поставленные им задачи.

Если же руководящий состав будет игнорировать персонал, а вместо поощрений примет позицию принудительного возложения ответственности и обязанностей на основании незначительной пользы выполняемой работы, то такое отношение приведёт к отсутствию результата или даже к ухудшению отношения сотрудников к исполнению обязанностей.