Планирование мероприятий энергосбережения

На крупных предприятиях очень много технических и производственных помещений, кабинетов, оборудования, а так же, как правило, закреплённой прилегающей территории. Поэтому выполнение всех мероприятий  по энергосбережению зачастую требует довольно больших финансовых затрат. Эти мероприятия, как и любое планирование, можно выполнить постепенно, запланировав грамотным образом порядок их выполнения с учётом приоритетности и финансовых возможностей организации.

Для этого необходимо составить список всех мероприятий, определить их стоимость и приоритетность выполнения. Если стоимость выполнения, какого то мероприятия слишком высока, то его выполнение необходимо разделить на этапы. Таким образом каждое мероприятие будет выполняться постепенно с приемлемыми затратами и равномерным распределением труда.

 

План по замене освещения

Для примера возьмём выполнение плана по замене осветительных приборов и ламп на светодиодные аналоги. Замена всего осветительного оборудования будет составлять внушительную сумму и потребует больших затрат. Поэтому целесообразнее разделить все осветительные приборы по зонам и помещениям, а так же по типам применяемых в  них ламп освещения.

Исходя из ежемесячной суммы, выделяемой на закупку светодиодных ламп и светильников, можно планировать и количество помещений, в которых будет выполняться замена осветительных приборов и ламп.

 

В первую очередь

Грамотнее всего будет начать с тех мест и помещений, где выполнение работ по модернизации не составит больших трудозатрат, освещение используется часто и работает наибольшее количество часов в сутки, а аналогичных приборов освещения, применяемых в этих местах довольно велико по всему предприятию. Обычно такими помещениями являются кабинеты, коридоры, санузлы, душевые и прочие помещения, которыми часто пользуется персонал и посетители. Именно в таких помещениях по всему предприятию используются однотипные светильники.

Так же очень эффективно будет в первую очередь переоборудовать светильники с энергосберегающими лампами, стоимость которых довольно высока, а замена перегоревших ламп выполняется довольно часто.

 

Преимущества замены

При таком подходе, помимо быстрой окупаемости, преимуществом будет так же то, что при переоборудовании светильников со стандартными люминесцентными лампами, например типа ЛД-18, на светодиодные аналоги ламп, предприятию не потребуется выделять средства на закупку этих люминесцентных ламп, а так же на их пускорегулирующие устройства. Обусловлено это тем, что светодиодные лампы подключаются без дополнительных устройств от сети 220(В) и после их установки вместо люминесцентных ламп пускорегулирующую аппаратуру нужно отключить и демонтировать.

В таком случае останутся в качестве запасных снятые люминесцентные лампы и их пускорегулирующее устройство, которые можно использовать при необходимости для замены в ещё не переоборудованных светильниках такого же типа. В результате предприятию будет выгодно выделяемые денежные средства на закупку ламп ЛД-18 и их пускорегулирующих устройств использовать с целью увеличения ежемесячной суммы для выполнения плана мероприятия по переходу на светодиодное освещение. Что в свою очередь ускорит процесс его выполнения.

Переоборудование светильников с дорогостоящими энергосберегающими лампами, имеющих различные типы цоколя, на светодиодные лампы с цоколем одного типа аналогичным образом значительно снизит расходы организации. Помимо всего этого предприятию не понадобится в дальнейшем выделять средства на соблюдение условий хранения ртутьсодержащих ламп и последующую их утилизацию.

 

Составление плана

Составить грамотно и правильно план поэтапного переоборудования освещения, можно только выполнив целенаправленный обход всего предприятия, проверив при этом фактическое наличие осветительного оборудования и установив особенности его использования.

С помощью опроса персонала и руководителей структурных подразделений необходимо учесть все нюансы в отношении уже существующего освещения. По итогам проведённого опроса желательно запланировать устранение всех имеющихся замечаний и выполнение рациональных предложений и просьб со стороны коллектива.

В основном, первостепенными данными при составлении плана, будут являться такие как:

  • Наименование помещения или зоны;
  • Количество используемых осветительных приборов и тип применяемых в них ламп. Если в одном помещении установлены светильники различных типов, то необходимо разделить их по ним с указанием соответствующего количества;
  • Потребляемая мощность каждым типом осветительного оборудования;
  • Время работы в сутки;
  • Стоимость замены на светодиодные аналоги по каждому типу осветительного оборудования.

Желательно так же отметить места, где выполнение работ требует привлечение спецтехники, затруднено или опасно, или где можно выполнить замену только в определённые периоды времени, что бы ни нарушить выполнение технологического процесса. То есть учесть все нюансы, которые необходимо согласовать при выполнении работ.

 

Контроль плана на бумаге

Собрав все данные, для наглядности лучше всего представить их в виде сводной таблицы. Таблицу легко и просто можно сформировать с помощью компьютерной программы Microsoft Excel, вставив в необходимые ячейки соответствующие формулы для автоматического подсчёта общих данных.

Таблица плана энергосбереженияВыполняя план мероприятия, и отмечая  в таблице все изменения ежемесячно, с нарастающим итогом, можно произвести полноценный анализ по любым необходимым параметрам, а так же видеть общий процент выполнения. Такой способ позволяет легко контролировать процесс и исключает возможность пропустить отдельные места и помещения. Для исключения человеческих факторов со стороны исполнителей, необходимо проверять все выполненные работы.

 

Таблица, приведённая на рисунке, является примером, без учёта времени работы и стоимости осветительного оборудования.

 

Прочие мероприятия

При планировании прочих мероприятий, их можно таким же образом разделить на соответствующие этапы с учётом возможностей и нюансов. Если даже мероприятие не технического характера, то и оно может быть разделено и распланировано на постепенное внедрение. Например, освоение нового оборудования, можно разделить на: разработку и введение новых инструкций, обучение персонала, внесение дополнительных обязанностей в должностные инструкции и т.д.

Грамотный подход, со стороны специалиста, всегда даст отличный результат и обеспечит контроль с одновременным устранением всех возникающих проблемных вопросов.