Свято-Николаевский собор, Поставы

собор в Поставах

Храм во имя Святого Николая Чудотворца (белор. Храм у імя Святога Мікалая Цудатворца) — православный храм в городе Поставы, Белоруссия. Относится к Поставскому благочинному округу Полоцкой и Глубокской епархии. Памятник архитектуры в неорусском стиле, построен в 1894 году. Храм включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, освящён во имя святого Николая Чудотворца. Расположен по адресу: ул. Ленина, 22.

Свято-Николаевская церковь в Поставах имеет древнюю и сложную историю. Точно определится с годом постройки первого православного храма практически невозможно из-за отсутствия письменных источников, хотя вероятно, что появился он уже в XV – XVI вв., когда Поставами владели Зеновичи (которые по некоторым данным были православными).

В исторических документах Свято-Николаевская церковь впервые упоминается в инвентаре усадьбы Поставы за 1628 г. Документ даёт следующее описание: «…на улице, что идёт к Заречью, церковь под титулом святого Николая со всем содержимым…». В 1815 г. эта деревянная церковь сгорела от ракеты, запущенной учениками школы. После пожара владелец города Константин Тызенгауз отдал под храм двухэтажный каменный дом в западной части площади, где раньше располагалась канцелярия и суд. Находился храм на противоположной стороне от старой церкви. Переделка здания заключалась в том, что с передней, восточной, части были возведены четыре каменные колонны, на которых устроено возвышение в форме купола для колокольни, а с противоположной стороны пристроена полукруглая стена, где находился алтарь. Среди соседних построек эта церковь ни формой, ни размерами практически не выделялась, только небольшой крест и невысокая колокольня показывали, что сооружение – храм Божий.

Первое время, до второй половины XIX века, переделанное здание церкви удовлетворяло потребности прихожан, но с увеличением количества православного населения небольшой храм не мог уже вместить всех желающих: в дни больших религиозных праздников сотни человек молились возле церкви, потому как попасть внутрь не было никакой возможности. Таким образом, возникла необходимость в строительстве нового храма. В скором времени финансовые проблемы были решены, но возник вопрос о месте строительства.

Местное духовенство указывало на место, где некогда была церковь, сгоревшая в 1815 г. Но территорию эту к тому времени уже присмотрели евреи и разместили там свои дома и торговые лавки. Решение вопроса о месте строительства нового храма пришло неожиданно. В 1886 г. Поставы постигло несчастье – выгорела лучшая, центральная часть местечка, а именно та, где прежде была церковь, уничтоженная пожаром ещё в нач. XIX в. «Таким образом, волею Всевышнего плац этот был очищен от еврейских построек пожаром», — констатировал впоследствии священник Поставской церкви Гавриил Пигулевский.

Пламенем было уничтожено и здание временной, перестроенной, церкви. Семитысячная православная паства осталась и вовсе без храма. На пожертвования прихожан, а также графини Марии Пшездецкой (дочери Константина Тызенгауза), на протяжении одного года временная церковь была восстановлена в лучшем виде, но в своих прежних размерах.

Место, где прежде располагался сгоревший храм, осталось пустым. Закладка храма была начата 1 августа 1891 г., и уже в мае 1894 г. церковь освятили в честь Святого пророка Осии. Праздник храма приурочили к 17 октября (день Святого пророка Осии), чтобы прихожане вспоминали «чудо Божье»: спасение в этот день императора Александра III и его семьи от угрожавшей им смерти во время крушения царского поезда в 1888 году. Новая Поставская церковь (со слов современников) по наружному и внутреннему виду, прочности и изящности отделки представляла собой самый величественный храм в округе. Недаром прихожане нарекли её собором и иначе между собой не говорили, как: «Сегодня я был в Соборе на обедне». И сейчас, выстроенная в русско-византийском стиле, каменная, пятиглавая, Свято-Николаевская церковь внушает благоговение всякому, кто лишь взглянет на неё.

Объемно-планировочная структура церкви соответствует канонической четырёхчастной схеме: колокольня над притвором, трапезная, молитвенный зал с боковыми приделами, апсида с боковыми ризницами. Пространственная композиция храма строится вокруг центрального двухъярусного, завершённого пятикупальем кубоподобного объёма. Присоединенные к нему боковые приделы и полукруглая апсида с боковыми ризницами придают храму крестовую планировочную форму. К объёму молитвенного зала через прямоугольную трапезную присоединяется шатровая колокольня с головкой. Вход решен крыльцом.

В декоре белокаменного строения использованы формы древнерусского церковного зодчества — пояс закомар, зубчатые фризы под профилированными карнизами, килеподобные наличники арочных окон, килеподобные щипцы и кокошники, окна в виде тройной аркады, разграниченной короткими колоннами-бочками.

Зал храма перекрыт цилиндрическим сводом, в его пространство через арочный просвет открываются хоры с балюстрадным ограждением. Интерьер церкви украшает одноярусный позолоченный иконостас с луковицеподобными куполами по центру и по сторонам, трактуемый в неорусском стиле.